Побывал на закрытом семинаре Ричарда Перла, знаменитого американского неокона и идеолога ястребиного крыла администрации Буша, пентагоновского «Князя тьмы», как его называет пресса. Перл приехал по приглашению Московской школы политических исследований (МШПИ), которая в эти дни проводит федеральный класс в подмосковном УМЦ «Голицыно».*
«Князь тьмы» оказался обаятельным седым евреем, с непробиваемым имперским самодовольством и готовыми ответами на все вопросы в кармане. Публичная роль таких людей заключается в том, чтобы сводить любую полемику с враждебным лагерем к формату «как об стенку горох». Непубличная – в имиджевом консалтинге первых лиц и органов власти. Перл с этими задачами неплохо справляется.
Главное, что за душой у Перла – 11 сентября, это альфа и омега американской внешней политики. После атаки на ВТЦ Америка чувствует себя вправе защищать национальные интересы где угодно и почти любыми методами. Все под флагом универсальной сверхценности – защиты демократии и прав человека. Этой же благородной функцией оправдываются все «перегибы», от игнорирования ООН до похищений и пыток. Единственная конкурирующая универсальная идеология - исламский фундаментализм. США над ней посмеиваются (уродливое детище собственных спецслужб), но считают потенциально опасной и успешно давят в зародыше. Пока на рынке мировых универсалий не появилось более конкурентоспособной идеологии, а эталон «настоящей демократии» хранится в Вашингтоне, Штаты могут почивать на лаврах.
Забавно, что в речах русских модераторов - Федора Лукьянова (главреда "Россия в глобальной политике") и Елены Немировской (главы МШПИ) - Америка представала этаким либеральным Катехоном, удерживающим сей "павший мир" от погибели в бездне хаоса и анархии. Это к слову)
Для понимания неоконской логики, приведу несколько цитат Перла «близко к тексту»:
- Международное право США не признает, оно неэффективно, потому что неспособно защищать интересы Америки, гаранта мировой демократии.
- США выполняют ту роль, которую от них ожидает мир, поэтому они имеют право судить своих солдат, как им заблагорассудится.
- Аль-Каида не подписывала Женевскую конвенцию, поэтому вопросы об условиях содержания подозреваемых в Гуантанамо неправомерны.
- Не надо называть нас «империалистами», мы не стремимся захватить мир, а размещаем наши войска только в тех точках, где есть угроза национальной безопасности.
- Обсуждение отмены поправки Джексона-Веника сегодня не имеет смысла, т.к. ее репрессивные положения относятся к СССР, а не к современной России, где проблемы еврейской эмиграции решены.
- Тиранический режим Белоруссии угрожает всему миру, включая Россию. Поэтому поддержка диктатора Лукашенко вредна и опасна для Кремля.
- В будущем у США может и не быть конфликта с Китаем, а вот у России он будет обязательно, хотя бы в силу огромных пустующих территорий в Сибири. Готовьтесь.
- «Большая восьмерка» - политический инструмент европейцев, не интересный Вашингтону. Никакого практического выхлопа эти встречи не несут и США участвуют в них из вежливости. (На этих словах сидевшие передо мною американские дипломаты одобрительно хмыкнули - М.).
- Персональный рейтинг Буша падает, но республиканцы по-прежнему на голову опережают демократов. Политика администрации Буша – это надолго.
После семинара я подошел к Перлу и, представившись «русским неоконом», подписал его книгу «Твердая линия», а потом обменялся контактами. У американских неоконов есть чему поучиться.
*МШПИ – известная НКО, одна из тех прозападных образовательных структур, которые были созданы в 90-х с целью обучения политической и деловой элиты новой России основам и принципам западной демократии (иными словами – с целью формирования агентуры влияния). Сегодня, на фоне упадка либерал-западнического тренда в РФ, школа переживает не лучшие времена. Однако на Западе статус школы по-прежнему высок и на ее мероприятия, как и прежде, приезжают высокопоставленные гости из США и Европы.